Старообрядчество в Далматовском крае распространилось со второй половины XVII в. Первоначально и сам Далматовский монастырь настороженно отнесся к реформам, проводимым патриархом Никоном. Но постепенно монастырь стал одним из центров борьбы со старообрядческим расколом.
В Южном Зауралье получили распространение как старообрядцы-беспоповцы (в основном поморское согласие), так и старообрядцы беспоповцы, постепенно эволюционировавшие к отказу от священства (часовенное согласие). Старообрядцы этих двух, основных для региона, согласий внесли значительный вклад в культуру края. Сохранившиеся описи изъятых у старообрядцев книг позволяют реконструировать состав старообрядческих библиотек и характеризовать книжную культуру крестьянства края. В крае были созданы и оригинальные исторические и полемические старообрядческие сочинения («Родословие часовенного согласия», «Родословие поморского согласия и др.). Старообрядчество Южного Зауралья внесло значительный вклад в формирование культуры Далматовского края.