Манькова Ирина Леонидовна
ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, кандидат исторических наук (г. Екатеринбург)
Архимандрит Исаак (Мокринский) — первый настоятель и историк Далматовского Успенского монастыря


Портрет архимандрита Исаака, хранившийся в усыпальнице старца Далмата.
Фото С.М. Прокудина-Горского. Начало XX в.
Надпись под портретом: «Партрет перваго обители Успенския Далматовския архимандрита Исаака».
Архимандрит Исаак, сын основателя Успенского монастыря старца Далмата, оставил заметный след в истории обители, проведя в ней бóльшую часть своей жизни. Обратимся к его биографии. На основе работ дореволюционных историков сложилось представление, что Исаак пришел к отцу в Исетскую Успенскую пустынь после калмыцкого разорения 1651 г. и помогал ему восстанавливать монастырь. Нигде в литературе не указана дата его рождения, и складывается впечатление, что Исаак пришел в пустынь уже взрослым человеком. Но так ли это было на самом деле?

Во время переписи 1710 г. архимандрит Исаак указал свой возраст — 68 лет, следовательно, он родился в 1642 г. Вскоре после рождения сына его отец сын боярский Дмитрий Иванович Мокринский покинул военную службу и постригся в Невьянском Богоявленском монастыре, став старцем Далматом. Возможно, одной из причин такого шага стало и то, что Дмитрий Иванович овдовел. Таким образом Исаак в младенчестве остался без попечения родителей. Вероятно, он пришел в пустынь к отцу в юном возрасте и здесь принял постриг, доподлинно не известно и его мирское (возможно, Иван).

Самое раннее упоминание об Исааке в известных нам документах относится к 1664 г., в них он назван уставщиком монастырской церкви. Уставщик — церковнослужитель, наблюдающий за порядком богослужения в соответствии с церковным уставом, он подготавливает структурную основу храмовых служб. Чтобы выполнять такое послушание, человек должен знать церковный устав, хорошо ориентироваться в богослужебных текстах. Следовательно, к 22-м годам Исаак уже имел такую подготовку, что также может свидетельствовать о его пребывании в монастыре с юных лет.

В 1666 г. архиепископ Сибирский и Тобольский Корнилий рукоположил Исаака в сан иеромонаха (первая степень иерейского служения монашествующих), а вскоре Исаак стал первым игуменом Далматовской обители. Ему в это время было 24 года. Но в 1668/69 г. вернувшийся из Москвы уже в сане митрополита Сибирского и Тобольского Корнилий отстранил Исаака от игуменства и запретил в служении. Причины опалы не известны, она длилась 6 лет. Возможно, это связано с какими-то личными разногласиями, а, может быть, с какими-то нестроениями в монастыре.

Рассматривая извилистый жизненный путь Исаака, необходимо помнить, что на 1660−1680-е гг. пришелся переломный период в истории Русской Православной Церкви: нововведения патриарха Никона трудно укоренялись на местах, вызывали сопротивление части духовенства и мирян. Церковные нововведения породили большую драму — раскол в Русской Православной Церкви. Вторая половина XVII в. это и время начала русского освоения Зауралья. Оно проходило в условиях постоянной военной угрозы со стороны потомков сибирского хана Кучума, калмыков и башкир, а также активной крестьянской миграции. Известно, что в это время у монастыря случались споры с приказчиками соседних слобод, воеводской администрацией из-за беглых крестьян, шла настоящая борьба за рабочие руки в малонаселенном районе.
Иоанн Златоуст. О священстве. Москва: Печатный двор, 1664.
В 1674–1675 гг. в Успенском монастыре сложилась конфликтная ситуация, виновником которой стал строитель Никон, поэтому митрополит Корнилий решил сменить управление, поставив игуменом Афанасия, а Исаак был назначен строителем с разрешением совершать некоторые службы и принимать на исповедь духовных детей. Необходимо сказать несколько слов об Афанасии. Он был ровесником Исаака (родился в 1641 г.), тоже в юном возрасте пришел в Далматовский монастырь и принял здесь постриг, т. е. они вместе росли, воспитывались в благочестии, читали одни книги, выполняли послушания чтецов в монастырской церкви. Зародившаяся тогда дружба будет сохранена ими на всю жизнь. Когда Исаак стал игуменом в 1666 г., сибирский архиепископ Корнилий забрал Афанасия в Тобольский архиерейский дом служить иеродьяконом, затем Афанасий стал ризничим при митрополите. В 1674 г. Афанасий вернулся в Далматовский монастырь «на свое обещание» и в 1675 г. стал игуменом. По просьбе старца Далмата и игумена Афанасия со строителя Исаака была снята часть запрещений, он получил разрешение принимать на исповедь духовных детей.

Видимо по мнению митрополита Корнилия, игумен Афанасий и строитель Исаак не проявили достаточного усердия в установлении новых церковных правил и в борьбе с расколом. В августе 1677 г. они были сосланы «на житье» в Енисейский Спасский монастырь «за церковные вины», но в апреле 1678 г. получили прощение и вернулись в Успенскую обитель. В том же году игуменом Успенского монастыря был назначен Исаак, с тем чтобы «мирских в духовность не принимал», а Афанасий занял должность келаря. В 1679 г. последний отправился в Москву с челобитной о монастырских нуждах и назад уже не вернулся, став в последствии видным церковным деятелем, писателем, архиепископом Холмогорским и Важеским, борцом со старообрядчеством. Всю свою жизнь он не терял связи с Далматовским монастырем и оставался верен дружбе с Исааком. В последний раз они виделись в 1700 г. (за два года до смерти архиепископа), игумен Исаак навестил Афанасия в Холмогорах. Видимо тогда Исаак поделился с холмогорским архиереем планами о строительстве новой церкви в Далматовском монастыре, и Афанасий передал Исааку большой вклад для монастыря: 11 книг, священническое облачение, церковную утварь, бытовые предметы.

Думается, что не без участия Афанасия, служившего в 1680—1682 гг. крестовым патриаршим иеромонахом, патриарх Иоаким прислал в дар игумену Исааку книгу Иоанна Златоуста «О священстве». Книга была адресована «игумену Исааку Далматскому ученику», т. е. ученику старца Далмата. Учеником преподобного называл себя и архиепископ Афанасий.

Выбор книги для подарка явно был неслучайным. Фабула книги — диалог Ионна Златоуста и его друга детства Василия, ставшего епископом. К тому же книга была не новой, а напечатанной почти за 20 лет до дарения. Замечу, что и старец Далмат относился с большим вниманием к трудам Иоанна Златоуста. Известно о двух книгах Иоанна Златоуста, принадлежавших основателю монастыря.
«Выписка из записей и документов Верхотурского Николаевского монастыря о Симеоне Верхотурском Чудотворце». Рукопись XIX в. ТГИАМЗ № 12 865. Л. 7об.-8.
Выбор книги для подарка явно был неслучайным. Фабула книги — диалог Ионна Златоуста и его друга детства Василия, ставшего епископом. К тому же книга была не новой, а напечатанной почти за 20 лет до дарения. Замечу, что и старец Далмат относился с большим вниманием к трудам Иоанна Златоуста. Известно о двух книгах Иоанна Златоуста, принадлежавших основателю монастыря.

Биография игумена Исаака свидетельствует о том, насколько противоречивым и неоднозначным было его время. Только в 1685 г. с его были сняты все запрещения с условием, «чтобы с раскольниками раскола не говорил, а помнил совесть свою». В то же время митрополит Павел отправлял игумена Исаака «увещевать» крестьян-старообрядцев, собравшихся для самосожжения в 1679 г. в д. Мостовке на р. Исети и в 1682 г. в Утяцкую слободу. В д. Мостовке гарь не состоялась, крестьяне выразили свой протест в челобитной, объясняя мотивы своего желания устроить самосожжение притеснениями приказчика и непомерными налогами. В Утяцкой слободе события завершились трагедией. В Сибирском летописном своде они описаны так: «190-го году (1682 г.) в Сибири, в Тоболском уезде вверх по Тоболу в Утяцкой слободе, завели пустыню слободчик и крестьяне. И почали к ним збиратися из городов и из слобод служилые и тяглые люди. И выбежали из слобод в ту пустыню многие тяглые люди (люди, выполнявшие государственные повинности), покиня свои житья и домы. И от того многие места запустели, и для того посылан в ту пустыню в Утяцкую слободу Успенского монастыря Долматовы пустыни игумен Исакий их разговаривать, чтобы в ту пустыню служилых и тяглых людей не принимали и были б по-прежнему. И они, слободчик и крестьяне, на розговор не дались, и к ним из слобод почали збиратца наипаче тяглые люди и постригатца и никогда из града Тоболска, кто учнет их разговаривать, в ту слободу не пущали. И по новоизданным книгам и служить на просвирах четвероконечнаго креста принять не похотели, и во многих статьях против книг спор и раскол и непослушание учинили. И для того велено учинить заставы, чтобы люди в ту пустыню не ехали ниоткуду… И во 191-м году в месяце декабре (1682 г.) в той пустыне и слободе старцы сами зажглися и згорели и тут с ними згорело много всякого имения и хлебного запаса, что приносили в ту пустыню те люди, которые в той пустыни постригались и жили. И та слобода и пустыня сгорела и выбежали ис той пустыни семь старцов, и те старцы в Тоболеск взяты и в Тоболску рострижены и роспрашиваны, и пытаны. И померли те старцы в Тоболску в том же во 191-м году, а иных сожгли во 192-м году» (Полное собрание русских летописей. Т. 36. Ч. 1. М., 1987. С. 218−219).

В декабре 1694 — январе 1695 г. игумен Исаак сопровождал митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия в поездке по епархии и принимал активное участие в освидетельствовании мощей праведного Симеона в с. Меркушино Верхотурского уезда. Именно Исаак сообщил митрополиту Игнатию о почитании местными жителями вышедшего из земли гроба около церкви в с. Меркушино и о чудесах исцеления, которые происходили по молитвам на месте захоронения. Игнатий поручил игумену Исааку с группой духовенства провести освидетельствование. Получив известие о результатах обследования, владыка отправился в с. Меркушино. Ниже представлены листы рукописи XIX в. с текстом, повествующим о дальнейших событиях: «В 1695-м году когда Преосвященный Игнатий сам прибыл в Меркушино, по поручению его свидетельствовавшие мощи праведного Далматовской обители игумен Исаак, соборной Тобольской церкви ключарь иерей Иоанн, иерей Иосиф, диакон Петр и Далматовский иеродиакон Василид донесли Преосвященному: „Открывали гроб, видели тело в нем по обычаю христианскому положенное…“» (ТГИАМЗ № 12 865. Л. 7 об.-8).

Описание освидетельствования и прославления святого в изложении митрополита Игнатия вошло в Житие праведного Симеона Верхотурского.

Эти события отражены и в иконографии.
Вотчина Далматовского Успенского монастыря.
Успешно осваивалась монастырская вотчина. С начала XVIII в. монастырское хозяйство обеспечивало и внутренние потребности обители, и стало одним из основных поставщиков хлеба на уральские заводы. В 1714 г. в обители была открыта школа, в которой дети монастырских крестьян обучались основам грамотности, чтобы потом они «могли быть употреблены по монастырю с пользою в хозяйственном управлении».
Крепостная стена с башней. Фото автора. 2012 г.
После пожаров 1707 г. и 1708 г. архимандрит добивался, чтобы государственная казна выделила средства на строительство каменных стен вокруг монастыря. С 1722 г. началось возведение кирпичных крепостных стен с башнями. В первой половине XVIII в. монастырская цитадель была единственной каменной крепостью в системе оборонительных сооружений на юго-восточной границе государства.
Запись в приходо-расходной книге 1720 г., сделанная архимандритом Исааком: «Зде явленного году июня в 14 день подал служебник Нестер Федоров Теляков принял архимандрит Исаак» (ГАШ. Ф. 224.)
Таким образом, у настоятеля Далматовского монастыря был обширнейший круг дел: и духовные, и социальные, и хозяйственные вопросы, и масштабное строительство. На фото ниже приведена запись, сделанная архимандритом Исааком в одном из хозяйственных документов 1720 г. Если присмотреться к почерку Исаака, то это почерк человека XVII в.
Картина на гробнице преподобного Далмата «Явление Богородицы татарину Илигею». Вторая половина XVIII в. Фото начала ХХ в.
И все-таки Исаак был человеком уже переходной эпохи от Средневековья к Новому времени — времени деятельных людей, когда первостепенную значимость приобретали деловые качества человека. Об этом ярко свидетельствует историческое сочинение, написанное им в начале XVIII в. Архимандрит Исаак стал автором первого исторического сочинения о возникновении обители — «Известия об основании Далматовского монастыря». Первая часть «Известия» составлена в жанре жития преподобного Далмата, вторая часть, сугубо деловая — перечисление переписей монастырских владений, которое должно было подтвердить законность границ монастырской вотчины. Именно это сочинение легло в основу всех последующих историй о начальной истории Успенского монастыря, о подвижническом подвиге старца Далмата. Она запечатлена и в прозе, и в стихах, и в росписи гробницы старца Далмата.
План нижней Христорождественской церкви Успенского собора 1730 г. (реконструкция А.А. Пашкова).
Деятельность Исаака была запечатлена в стихе второй половины XVIII в., помещенном на стене в усыпальнице старца Далмата:

Исаак, Елисею подобен ревнитель,
Сугубой дух приемлет. Яко добр строитель,
Ко ветхой церкви две еще прибавляет,
Кои благолепием до толь украшает,
Что церкви и здания всяка монастырска
Бяху чудо и слава по вся Сибирска.
Лета тысяща седьмьсот седьмаго в начатку
Сожже рука враждебна всю то без остатку.
Исаак во огни том, как злато в горниле,
Искушен, не ослаб ни в дусе, ни в силе.
Но, противясь сатане, Бога призывают
И в том же самом году здати начинают.
Созда вся от камене, яже видим ныне,
В сей богоспасаемой Далматовской пустыне
В семьсот дватцать четвертом в небо преселися,
На месте сем семдесят седмь лет потрудися.
Что ж труды Исаака много успевали,
Не чудись — христолюбцы много пособляли.

Архимандрит Исаак скончался 11 декабря 1724 г. и был погребен в небольшом помещении, пристроенном к трапезной части придельной церкви Димитрия Прилуцкого Успенского собора.
Место захоронения архимандрита Исаака. Современное фото.
В советское время, когда был устроен завод в здании Успенского собора, могилу разорили.
Усыпальница старца Далмата. Фото С. М. Прокудина-Горского. Начало XX в.
Архимандрит Исаак пользовался большим авторитетом далеко за пределами Далматовского заказа. Память о нем также свято хранилась в обители, как и память об основателе монастыря старце Далмате. В усыпальнице преподобного Далмата находились портрет Исаака, его посох и келейная мантия
.
Спустя 300 лет после его кончины мы возвращаемся к той давней традиции почитания архимандрита Исаака, внесшего значительный вклад в процветание Успенского Далматовского монастыря.
При подготовке доклада использованы:

Источники

«Древняя рукопись из архивных актов Далматовского Успенского монастыря за 1651 — 1730 гг.». Рукопись XIX в. (ГАШ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 3243).
Переписная книга Тобольского уезда А. И. Парфентьева 1710 г. (РГАДА. Ф.214. Оп.1. Д. 1525. Л. 551).
Список книг, подготовленных для отправки в Шадринское научное хранилище. 1926 г. (ГАШ. Ф. 683. Оп. 1. Д. 96).
Выписка из записей и документов Верхотурского Николаевского монастыря о Симеоне Верхотурском Чудотворце. Рукопись XIX в. (ТГИАМЗ № 12 865).
Вкладные книги Далматовского Успенского монастыря (последняя четверть XVII — начало XVIII в.). Сб. документов. Свердловск, 1992.
Сибирский летописный свод // Полное собрание русских летописей. Т. 36. Ч. 1. М., 1987.

Литература

Мангилёв П.И. Образ святого преподобного Далмата в агиографических текстах XVIII в. // Свято-Успенский Далматовский монастырь — духовный центр Зауралья: история и современность. Екатеринбург, 2012. С. 62−69.
Манькова И.Л. «Государево богомолье» (Далматовский Успенский монастырь в XVII в.) //Там же. С. 14−27.
Пашков А.А. Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь. Шадринск, 2000.
Плотников Г. С. Описание мужскаго Далматовскаго Успенскаго монастыря и бывшаго приписным к нему женскаго Введенскаго монастыря. Екатеринбург, 1906.