Нечаева Марина Юрьевна
старший научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН, кандидат исторических наук
(г. Екатеринбург)
Позиционирование
Далматовского Успенского монастыря
как объекта историко-культурного наследия
Монастырские строения могут быть позиционированы в различных
категориях объектов культурного наследия: памятник архитектуры,
архитектурный комплекс, монастырский ландшафт, компонент
паломнического пути.

В настоящее время Далматовский монастырь определен в качестве
памятника архитектуры федерального значения. Несомненно, это высокая
оценка достоинств архитектурного комплекса, однако она, на наш взгляд, не в
полной мере отражает культурно-историческое своеобразие данного
монастыря.

Термин «монастырские ландшафты» стал активно использоваться с
конца ХХ в. как обозначение одного из типов культурных ландшафтов.
Критериев включения в Список культурного наследия ЮНЕСКО три:
выдающаяся универсальная ценность (для всего мирового сообщества),
аутентичность и целостность. Монастырские ландшафты можно выделять в
широком смысле (с учетом исторического значения обителей) или в узком (с
учетом архитектурно-дизайнерских компонентов). В широком смысле это
комплекс монастырских построек с благоустроенной усадебной территорией
и сложившийся под влиянием обители окружающий ландшафт, который
может включать сеть дочерних монастырей и скитов, заимок,
сельскохозяйственных и промысловых угодий и поселений. В узком смысле
это собственно территория обители, благоустроенная согласно историческим
традициям.

Сохранившийся до наших дней (хотя и нуждающийся в серьезной
реставрации) комплекс построек Далматовского монастыря был сформирован
в основном в 1707—1760-е гг. Это был первый по времени возведения
каменный монастырь Урала и Сибири. В его крепостном ансамбле нашли
воплощение традиции русского зодчества конца XVII в. и начала XVIII в.
Планировка обители в значительной степени определила градостроительное
развитие всего города Далматова. Остальные монастырские постройки,
возведенные в XIX — начале ХХ вв. не искажают вида обители XVIII в., чего не скажешь, к сожалению, о строениях советского периода, которые для
воссоздания целостности ансамбля надо убирать. Облик обители в близлежащем ландшафте Далматова практически не изменился, в чем можно убедиться, сравнив современный вид с литографией XIX в. Монастырские вотчины составляют ныне большую часть Далматовского района, сохраняющего, как и прежде, свою сельскохозяйственную направленность.

Учитывая особую художественную ценность архитектурного комплекса
Далматовского Успенского монастыря, а также компактность и сохранность
ландшафта бывших монастырских вотчин, именно его, на наш взгляд,
следовало бы позиционировать как монастырский ландшафт
досекуляризационного периода, значимый для понимания процесса заселения
и освоения русскими территории Восточного Урала и Западной Сибири.