Сычёва Елена Николаевна
хранитель музейных предметов 1-й категории МБУ «Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова» (г. Шадринск)
«Роль Владимира Павловича Бирюкова в сохранении церковных ценностей в Шадринском уезде»
Уральский краевед и ученый Владимир Павлович Бирюков всю свою жизнь посвятил изучению и сохранению истории и культуры Урала. В 1918 году он организовал и на протяжении нескольких лет возглавлял Шадринское Научное Хранилище. История собирания экспонатов для музейных фондов берет свое начало с 1910 года, когда Владимир Павлович открыл на своей родине в селе Першинском первый сельский музей.
Следует отметить, что период становления Шадринского Научного Хранилища пришелся на годы революции и гражданской войны, когда прежние ценности были отвергнуты новой властью. В январе 1922 года Президиум ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества», что стало началом кампании по изъятию и частичному уничтожению церковных памятников и церковных ценностей. По ходатайству Владимира Павловича Бирюкова Шадринский уездный исполком принял постановление об охране церковного имущества от 23 октября 1923 года: «Предметы церковного и обрядового имущества, имеющие археологическое, историческое и художественное значение, находятся под наблюдением местного органа Главнауки — Шадринского Научного Хранилища».
В.П. Бирюков развернул активную деятельность по сохранению архитектурных памятников, архивов и церковных ценностей. Были спасены все архивы г. Шадринска и Шадринского уезда — волостные, церковные, монастырские, в том числе уникальный архив Свято-Успенского Далматовского мужского монастыря. Интересна история спасения монастырского архива: в 1922 году Владимир Павлович Бирюков организовывал экскурсии шадринских школьников в Далматовский монастырь, по окончании которых каждому учащемуся выдавалось несколько дел или связок, благодаря чему в Научное Хранилище поступило более 3000 уникальных документов.
Владимир Павлович Бирюков писал: «Осенью 1921 г. со стороны Шадринского Научного Хранилища была сделана попытка организовать в стенах существовавшего еще Далматовского монастыря музей, который бы также имел целью охрану памятников монастырской старины в виде крепостных стен с башнями и другими сооружениями начала XVIII столетия, но в стиле XVII века». В 1930 году единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт.
В ведении и распоряжении Научного Хранилища с 1924 г. также состояло старинное кладбище при Флоро-Лаврской церкви города Шадринска. Оно являлось историческим памятником местного значения и использовалось Бирюковым для организаций экскурсий с учащимися.

Летом 1926 года Флоро-Лаврская церковь была подвергнута проверкам. В государственном архиве г. Шадринска сохранились два акта обследования: директора Научного Хранилища В. П. Бирюкова и комиссии окрисполкома. Владимир Павлович Бирюков обследовал состояние «церковного архива, библиотеки и историко-художественных памятников». Архив к тому времени оказался разграбленным. В ходе проверки у церкви было изъято 13 книг и брошюр, имеющих «большой научный интерес» для передачи в библиотеку Шадринского Научного Хранилища. Самыми ценными, по мнению Бирюкова, были «две громадных размеров иконы уральских мастеров».
Вторая проверка «по обследованию технического и хозяйственного состояния Фроло-Лаврской церкви» была проведена комиссией окрисполкома 31 июля 1926 года. В докладной записке сообщается: «Внушает опасение действительность исторической ценности имеющегося при церкви парка-кладбища… В самой церкви самым ценным является фарфоровый иконостас». Данный иконостас, изготовленный на одном из предприятий «Товарищества М. С. Кузнецова», был приобретен для церкви на средства шадринских купцов Шахматова и Густомесова. Уникальные фрагменты фарфоровых колонн иконостаса хранятся в Шадринском краеведческом музее.
Когда стало известно о готовящейся ликвидации кладбища, Бирюков вместе со своими ученицами краеведческого практикума в июле 1928 года составили черновые списки имен, похороненных на бывшем Флоро-Лаврском кладбище. Списки были составлены на 18 листах. Некоторые из плит, представляющие особый интерес, были перевезены в Шадринское Научное Хранилище. Впоследствии при новом руководстве плиты были сданы в утиль.
В 1932 году Флоро-Лаврская церковь была закрыта, а впоследствии разрушена. Подобная участь постигла и другие храмы города Шадринска, в числе которых — Покровская церковь, построенная в 1897 году. Владимир Павлович предложил открыть в ней Дом науки, где бы сосредоточились и Научное Хранилище, и другие учреждения. Идея была заманчивой, но нужны были огромные средства, поэтому храм спасти не удалось. Однако, благодаря вмешательству Владимира Павловича, в городе сохранился памятник федерального значения — Спасо-Преображенский собор. Когда во время Великой Отечественной войны началась разборка кровли, Бирюков отправил телеграмму на имя И. В. Сталина, о том, что в городе разбирают на кирпичи памятник архитектуры. Благодаря этому было предотвращено дальнейшее разрушение собора.
В 1924 году, незадолго до вышеуказанных событий, В. П. Бирюков на базе Шадринского Научного Хранилища организовал фотосъемку церквей Шадринского уезда. Для проведения этой работы в села Шадринского уезда был командирован молодой фотограф Борис Николаевич Лундин, в будущем — известный химик-атомщик, лауреат Госпремии СССР, доктор химических наук, профессор. На его имя было выдано удостоверение, в котором отмечалось, что «фотографированию подлежат все иконостасы, храмы и часовни с востока и юго-запада по снимку, а т.ж. все забронированные ценности. С т. Лундиным следует его помощник Метелкин Степан Платонович. Церковно-приходские советы обязываются т.т. Л. И М. давать бесплатные квартиры, пропитание и подводы до следующей церкви, указанной в настоящем удостоверении».
Фотографирование производилось на стеклянных пластинках. По причине хрупкости и большого веса они были не очень удобны, доставка необходимого количества к месту съемки осложнялась, а фотоархивы быстро становились неподъемными. Однако, наряду с недостатками стеклянных пластинок были и достоинства — неизменность формы и долговечность. При архивном хранении фотопластинок процесс старения затрагивает только фотоэмульсию (в отличие от фотопленок, подложка которых теряет эластичность и коробится). В фондах Шадринского краеведческого музея хранится коллекция фотонегативов на стекле.
Всего в течение 1924 года удалось провести фотофиксацию более полусотни церквей и часовен в Шадринском уезде. В фондах Шадринского краеведческого музея хранится уникальная коллекция этих фотографий. Она насчитывает порядка 500 единиц хранения — это фотоснимки видов церквей с разных ракурсов, часовен, иконостасов и церковных ценностей. На большей части фотографий имеется надпись на лицевой стороне с названием прихода и датой съемки, а на обороте штамп с фамилией фотографа. Основную часть фотографий выполнил Б. Н. Лундин, а несколько снимков сделали другие шадринские фотографы Ф. М. Дымшаков, И. А. Михайлов, П. И. Хамкин.
Экспедиции по фотофиксации проходили по нескольким направлениям. В марте 1924 года съемки проводились в Свято-Успенском мужском монастыре и приходах г. Далматова, в селах, расположенных в западной части Шадринского уезда: Катайском, Боровском, Затеченском и др. В это же время съемка проводилась в г. Шадринске. Фотографии Спасо-Преображенского собора и Николаевской церкви были сделаны другим шадринским фотографом Ф. М. Дымшаковым.
В мае и июне 1924 года для фотосъемки была выбрана северная часть Шадринского уезда — приходы сел: Канашского, Иванищевского, Дрянновского, Буткинского, Ольховского, Басмановского и др.
В октябре и ноябре 1924 года съемки проводились в юго-восточной части Шадринского уезда, в селах: Барневском, Маслянском, Мехонском, Бакланском, Усть-Миасском, Житниковском и др. По окончании съемки в приходах составлялись акты о фотографировании.
Изучение данной коллекции позволяет определить состояние храмов Шадринского уезда в 1920-е гг. перед закрытием и дальнейшим разрушением, в частности, выявить разнообразие архитектурных стилей церковных зданий и степень их благолепия. Дело в том, что с увеличением числа прихожан во многих приходах в начале XIX века появилась необходимость взамен старых деревянных храмов строить каменные. На фотографии села Корюковского (ныне Катайский район) запечатлены два храма: старый деревянный и новый строящийся каменный. Впоследствии в 1930-е гг. кирпичное здание храма было переоборудовано под школу. В крупных селах уезда, таких как Красномыльское, Першинское, Уксянское, Барневское храмы были двухэтажные, имели два и более престолов. Большинство церквей уезда в 1924 году — каменные, выполненные в разных архитектурных стилях. Некоторые храмы были построены по одному типовому проекту, например, в селах: Боровском, Ячменевском, Жарниковском, Черемисском. На фотографиях также изображены иконостасы церквей. Интересна история создания иконостаса Спасо-Преображенского собора г. Шадринска. В 1867 году на средства прихожан был устроен новый иконостас главного храма стоимостью 18 000 рублей. По заказу шадринского купца А. Г. Шишкина, который представлял горожан, академиком живописи Евграфом Сорокиным были написаны несколько образов для иконостаса. Способствовала этому дружба Е. Сорокина с нашим земляком профессором исторической живописи Ф. А. Бронниковым. Евграф Семенович Сорокин всю жизнь занимался исключительно церковной живописью и преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Вместе с Бронниковым он участвовал в росписях Храма Христа Спасителя в Москве. Много таланта и мастерства вложил живописец в иконостас собора, уникальность которого очевидна. В Шадринском краеведческом музее хранятся фотокопии изображений иконостаса, а также письма Ф. А. Бронникова, в одном из которых он писал: «Собор обладает сокровищем, которое не во всякой церкви бывает даже в столицах, и стоит это сокровище десятки тысяч рублей». К сожалению, иконостас не сохранился, но благодаря Владимиру Павловичу мы можем видеть, как он выглядел. В настоящее время эта коллекция фотографий востребована в деле восстановления храмов, так как многие из них разрушены. Сейчас фотографии размещены в электронной базе данных Государственного каталога Музейного фонда РФ.
Сотрудники Шадринского Научного Хранилища во главе с Владимиром Павловичем проводили обследование церковного имущества в храмах г. Шадринска и Шадринского уезда, из которого в Научное Хранилище отбирались наиболее ценные предметы: иконы, церковная утварь, облачения священнослужителей. В 1946 году, когда в г. Шадринске открылась Воскресенская церковь, Шадринский краеведческий музей, наследник Научного Хранилища, передал приходу церкви часть церковных предметов из своих коллекций. В настоящее время в Шадринском краеведческом музее сохранилась лишь небольшая часть тех экспонатов из фондов Научного Хранилища: напрестольные Евангелия XIX века в металлических окладах, иконы, фелонь священника, дъяконский стихарь и рукописные издания.
Как отмечал Владимир Павлович, «рукописи — ценнейшая часть памятников истории человеческой культуры. Когда-то, до изобретения книгопечатания, они были единственным средством сохранения человеческой мысли, фактов истории. Для нас ценны рукописи не только древние, но и новые, недавнего прошлого, — ведь это документ или произведение, оставшееся в единственном экземпляре. Каждый такой документ таит в себе что-то неповторимое».

Одна из рукописей, собранных Владимиром Павловичем в первые годы существования Шадринского Научного Хранилища, — сборник проповедей священника Нила Федоровича Жемчужина, служившего в селе Першинском. В ней имеется запись, сделанная В. П. Бирюковым: «Из архива свящ. с. Першинского, Нила Федоровича Жемчужина после смерти коего (конец 1919 или начало 1920 г.) бумаги перешли псаломщику П. В. Бирюкову, а от него мною уже получено для Шадринского Научного Хранилища 18/III 1924. Вл.П.Бирюков».
С 1879 года псаломщиком Покровской церкви с. Першинского был отец Владимира Павловича Бирюкова — Павел Васильевич. Здесь же вместе с ним, начиная с 1909 года, служил священником Нил Федорович Жемчужин. Выпускник Пермской духовной семинарии, он был рукоположен в сан священника в 1875 году. Служил в церквях Верхне-Туринского и Нижне-Тагильского заводов.
До наших дней сохранился сборник, который состоит из 33 проповедей, написанных о. Нилом в период с 1880 по 1919 годы. Первая проповедь записана 21 ноября (по ст.ст.) 1880 года — «Слово в день Введения во храм Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Проповеди посвящены двунадесятым и великим праздникам, дням памяти святых. Одно из поучений отца Нила написано им для особого события — закладки храма в д. Пески, где он обращается к прихожанам, пожелавшим построить новый храм, напутствуя их в этом благом деле: «С молитвой и благоговением начав это святое дело, свято и довершите его. Недолжно быть у вас никаких споров и разногласий, своекорыстия и себялюбия, — да будет у вас при таком святом деле миролюбие, согласие и полная готовность к пожертвованию от своих праведных трудов, и Господь, видя ваше усердие к этому святому делу, невидимо пошлет вам и силу и средства к успешному окончанию его».
В одной из проповедей отец Нил пишет о Первой мировой войне: «Мы переживаем тяжелое, тревожное время — наши деды и братья бьются с врагами Отечества, не щадя живота своего. Будем усердно молить Матерь Божию — Заступницу рода Христианского, да испросит Она у Всевышнего помощь благоверному Государю нашему Николаю Александровичу победить врагов нашего Отечества». Эта рукопись хранится в фондах Шадринского краеведческого музея.
После ухода Владимира Павловича Бирюкова с поста директора Научного Хранилища в 1931 году, научная работа и сбор экспонатов прекратились. В этом же году Научное Хранилище получило статус «Шадринский районный краеведческий музей». Кроме того, были утрачены все учетные книги поступлений, описи и большая часть экспонатов. Несмотря на это, даже та малая часть экспонатов, которую удалось сохранить до наших дней, свидетельствует о значительном и неоспоримом вкладе Владимира Павловича Бирюкова в дело сбережения историко-культурного наследия нашего края.