Игумен Варнава (Аверьянов)
наместник Успенского Далматовского мужского монастыря
Успенский Далматовский монастырь
и сохранение исторической памяти


Росписи гробницы над могилой прп. Далмата. Фотография начала ХХ в. из фондов Свердловского областного краеведческого музея (г. Екатеринбург)
Устроение Далматовской обители, начавшееся с приходом старца Далмата на Белое Городище в 1644 г. и последующим явлением в 1646 г. Божией Матери иноверцу тюменскому татарину Илигею, передавшему в результате свою вотчину под будущий монастырь, стало отправной точкой в христианском освоении Зауралья.
Отмечая в нынешнем году многие знаменательные даты, в частности, 380 — летие со времени основания Далматовской обители и 300-летие со дня праведной кончины ее первого настоятеля архимандрита Исаака, хотелось бы в настоящем кратком слове обозначить основные направления и результаты деятельности монастырской братии по сохранению исторической памяти.
Ансамбль Далматовского монастыря как памятник истории

Примерно через столетие после своего основания, в XVIII в. Далматовский монастырь из деревянного трудами в основном местных зодчих постепенно превратился в каменный кремль, оставаясь и доныне одним из немногих монастырских комплексов-крепостей в восточной части России.
К сожалению, в середине XX в. на территории монастыря был размещен «Молмашзавод», что нанесло историческим зданиям обители серьезный урон — некоторые были утрачены полностью, другие переоборудованы под цеха, появились диссонирующие постройки. В таком виде монастырский ансамбль был передан церковной общине и с 1992 г. здесь возобновлена монашеская жизнь.
В настоящее время ансамбль Далматовского монастыря является объектом культурного наследия федерального значения. Ведутся работы по его реставрации. Постепенно возрождается из руин Успенский собор (1704−1719) — первый каменный храм в Зауралье, строившийся под руководством и стараниями первого настоятеля Успенского Далматовского мужского монастыря, сына преподобного Далмата Исетского архимандрита Исаака (Мокринского).
Крепостные стены, возводившиеся в течение нескольких десятилетий, выдержали осаду восставших крестьян во время «Дубинщины» (1762 г.) и Пугачевского бунта (1774 г.). В то время братия Далматовской обители, возглавляемая настоятелем архимандритом Иоакинфом (Камперовым), который хотя и находился в Тобольске, но посредством писем возбуждал монастырцев к стойкости и мужеству, и немногочисленный гарнизон вместе с крестьянами под командованием экономического казначея секунд-майора Завороткова остались верными законной Государыне Императрице Екатерине II, проявляя незаурядную рассудительность и героизм.
Кстати, в нынешнем году исполняется 250 лет со времени осады Далматовского монастыря пугачевцами, и на средства из областного бюджета начинаются работы по восстановлению северной и северо-восточной части крепостной стены, Северо-восточной башни и восточных ворот, устройству подсветки стен. На средства из федерального бюджета продолжаются работы по реставрации Юго-западной башни и здания цифирной школы.
На сегодняшний день уже отреставрированы надвратная церковь в честь апостола Иоанна Богослова, часовня на Успенской площади, фасады храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В храмах установлены иконостасы: в надвратном Иоанно-Богословском — деревянный резной, в Скорбященском — по точному образцу старинного с позолотой.
В нынешнем году исполняется 35 лет со времени передачи верующим Скорбященского храма и возобновления богослужений в Далматовском монастыре. Благодаря содействию Губернатора Курганской области Вадима Михайловича Шумкова в ближайшее время планируется начать штукатурку внутренней части световых барабанов пятиглавия церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Помимо собственно монастырских храмов братия обители занимается восстановлением приписных, которые во множестве строились в вотчине обители, как правило, монастырскими мастерами. Так, в с.   Широковское Далматовского муниципального округа с 2007 г. идет восстановление объекта культурного наследия федерального значения — храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи.

Монастырские некрополи

По христианской традиции рядом с храмами делались захоронения. На месте первого монастырского кладбища во второй половине XIX в. на средства выходцев из Далматова братьев Дмитрия (1784−1844) и Платона (1792-?) Пономаревых был построен Скорбященский храм. Напоминанием о древнем некрополе стала усыпальница преподобного Далмата, в 1896 г. возведенная из кирпича и пристроенная к церкви.
На сегодняшний день в усыпальнице восстановлен интерьер — над склепом преподобного Далмата установлен остекленный с деревянным каркасом саркофаг; на восточной стене размещены находившееся здесь до революции большое распятие с поновленной живописью и репродукции исторических портретов старца Далмата и его сына, архимандрита Исаака. В нише, где в ходе раскопок были обнаружены останки первых насельников, пострадавших во время набега кочевников в XVII в., вмонтирован киот с иконой преподобномучеников от сарацин избиенных и лампада. На стенах помещены фотографии раскопок, проводившихся в 1994 г. при обретении мощей преподобного Далмата, и дореволюционные виды интерьера. В усыпальнице появились также витрины с экспонатами, характеризующими разные периоды истории Скорбященского храма: дореволюционный, возрождения церковной жизни после эпохи богоборчества и современный.
К сожалению, в 90-х годах ХХ в. было полностью уничтожено монастырское кладбище близ Успенского собора. В 2000 г. на этом месте трудами Шадринского городского движения «За культурное возрождение» восстановлено надгробие могилы известного зауральского краеведа и просветителя Александра Никифоровича Зырянова (1830−1884). В самòм Успенском соборе в советское время были разорены могилы архимандрита Исаака (Мокринского) и епископа Екатеринбургского Ионы (Капустина). В 2019 г. в память утраченного некрополя за алтарем Успенского собора был установлен и сонмом архиереев освящен большой металлический поклонный крест с памятной каменной плитой.
Новое кладбище Далматовского монастыря появилось с южной стороны Скорбященского храма, куда в 90-х годах XX в. были сначала перезахоронены останки, найденные во время раскопок в усыпальнице преподобного Далмата, а затем погребены иеросхимонах Ермоген (Величутин) (1895−1995) и современные насельники — убиенный послушник Евгений Иванович Пономарев (1957−1995) и послушник Евгений Михайлович Шмидт (1973−2020).

Святыни и реликвии

Вместо утраченной в годы безбожия главной монастырской святыни — Далматского чудотворного образа Успения Божией Матери — с возобновлением монашеской жизни в обители Господь в 1994 г. даровал новую — мощи преподобного Далмата Исетского. В нынешнем году 6 августа исполняется 30 лет со дня их обретения.
Пять лет назад, в 2019 г. в обитель вернулись исторические реликвии, напоминающие о чуде явления Божией Матери — шлем и кольчуга, подаренные по преданию Илигеем старцу Далмату. Благодаря ежегодно пролонгируемым договорам с музеями Свердловской области, эти предметы, находившиеся до революции на гробнице основателя монастыря, а сегодня включенные в музейный фонд Российской Федерации, доступны ныне для обозрения и поклонения в витрине, устроенной рядом с мощами преподобного Далмата.
Помимо мощей преподобного Далмата в Скорбященском храме имеются два больших ковчега с частицами мощей: в одном — преподобных отцов Киево-Печерских, в другом — многих русских (преподобных Оптинских старцев, Дивеевских, Ростово-Ярославских, Владимиро-Суздальских, Киевских, Черниговских, Одесских, Харьковских, Почаевских, Уральских) святых.
Здесь же в храме находится и еще одна монастырская святыня — дореволюционный список с Порт-Артурской иконы Пресвятой Богородицы, 120 лет со времени прославления которой в нынешнем году отмечается Церковью.

Монастырский музей

Забота о сохранении исторической памяти подвигла братию обители на создание в 2012 г. в здании северных келий монастырского музея. В настоящее время в его фондах более двух тысяч экспонатов; действуют четыре экспозиции, посвященные: жизни в царской России, новомученикам и исповедникам Церкви Русской, архимандриту Антонину (Капустину), зауральским подвижникам благочестия протоиерею Григорию и матушке Нине Пономаревым. В 2015 г. по благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Шадринского и Далматовского, музею присвоено имя выпускника Далматовского духовного училища, уроженца Зауралья, известного начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина). В нынешнем году отмечается 130 лет со дня преставления о. Антонина и 110 лет со дня рождения о. Григория Пономарева (1914−1997).
Но музейная деятельность в обители не угасает. На родине архимандрита Антонина (Капустина) в с. Батурино рядом с восстановленным трудами Курганского регионального отделения Императорского Палестинского Общества Спасо-Преображенским храмом при участии братии Далматовского монастыря была устроена небольшая музейная экспозиция, посвященная о. Антонину и русскому присутствию на Святой Земле. Идет подготовка к размещению в принадлежащем Далматовской обители особняке волостного старшины в с. Широковское Музея древнего благочестия.

Издательская деятельность, проведение научных конференций

Продолжая традиции духовного просвещения, заложенные преподобным Далматом, монастырь занимается издательской деятельностью и организует научные конференции. В 2012 г. в г. Далматово к 20-летию возобновления монашеской жизни была проведена церковно-историческая конференция «Свято-Успенский Далматовский монастырь — духовный центр Зауралья: история и современность». В 2013 г. — Международная научно-практическая конференция, посвященная 400-летию Дома Романовых «Романовские чтения». В 2016 г. — Всероссийская научная конференция «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)», посвященная 200-летию со времени открытия Далматовского духовного училища и 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина. Нынешняя научно-просветительская конференция «Историко-культурное наследие Далматовского края: к 380-летию основания Успенского Далматовского мужского монастыря», мы надеемся, также внесет достойный вклад в сохранение исторической памяти.
В течение последних десятилетий Далматовским монастырем были подготовлены к изданию либо переизданы многие исторические труды: «Описание мужского Далматовского Успенского монастыря и бывшего приписным к нему женского Введенского монастыря в Екатеринбургской епархии Пермской губернии» протоиерея Григория Стефановича Плотникова; «Свято-Успенский Далматовский мужской монастырь» Анатолия Александровича Пашкова; созданная на основе работы священника Евгения Ландышева «Приснопамятный инок Далмат, основатель Успенского Далматовского монастыря Шадринского уезда Пермской губернии» брошюра «Успенский Далматовский мужской монастырь»; очерк Александра Ивановича Кривощекова «Далматовский монастырь как оплот русского владычества и православия в Исетском крае и его достопримечательности»; сборник «Стопами отца Антонина: от Батурино до Перми. Путешествия и приключения семинариста Андрея Капустина во время его жительства в Сибири (1817−1836 гг.)»; исследование «Подвижники благочестия Курганской митрополии. Ч. I»; работа Андрея Владимировича Печерина «Зауральские новомученики: жизнь и страдания», а также материалы проводившихся Далматовским монастырем научных конференций.
Кроме того, творческим объединением Далматовского монастыря «Белое Городище» был создан цикл фильмов об истории обители.

Память о выдающихся лицах, связанных с монастырем

Далматовская обитель, основанная преподобным, стала училищем благочестия и центром просвещения в Зауралье. С историей монастыря связана память о многих выдающихся деятелях не только церковных, но и светских.
Незаурядными личностями были сподвижники преподобного Далмата Исетского. Его сын и первый настоятель монастыря архимандрит Исаак (Мокринский) (†1724) справедливо почитался не только за административные таланты, но и за высокую духовную жизнь. Постриженик Далматовской обители и духовный сын архимандрита Исаака Афанасий (Любимов) (1641−1702) окончил свои дни в сане архиепископа Холмогорского и Важского, будучи известен как церковный писатель, полемист, просветитель. Из обители старца Далмата вышел основатель города Кургана Тимофей Невежин (ок. 1630-?).
Посещал Далматовскую обитель, будучи сослан в Тобольск, вождь старообрядчества протопоп Аввакум Петров (1620/21−1682).
Находясь на окраине империи, монастырь служил какое-то время местом ссылки. Среди известных заключенных — дядя первого Сибирского губернатора князя Матвея Петровича Гагарина Лаврентий Карамышев, генерал-лейтенант граф Петр Федорович Апраксин (1728−1811), княжна Прасковья Юсупова, в монашестве Прокла (1700-е-1762) и другие.
Последние дни своей жизни провел в Далматовском монастыре на покое дядя архимандрита Антонина викарный епископ Екатеринбургский Иона (Капустин) (1790−1867).
Далматовским уроженцем являлся русский поэт, литературный критик, переводчик, доктор философии, ординарный профессор и декан отделения словесных наук Московского университета Алексей Федорович Мерзляков (1778−1830).
В стенах Далматовского духовного училища, располагавшегося в монастыре, учились: начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) (1817−1894), изобретатель радио Александр Степанович Попов (1859−1906), полярный исследователь Константин Дмитриевич Носилов (1858−1923), организатор Томского университета Василий Маркович Флоринский (1834−1899), многие зауральские священномученики.
В братии монастыря почти восемь лет, с 1904 по 1912 гг. подвизался преподобномученик Каллист (Опарин) (1864−1918).
В 1912 г. в Далматовской обители производил съемки пионер цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863−1944). Некоторое время подмастерьем в монастыре трудился будущий скульптор-монументалист, художник Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) (1887−1941). К своему дяде-священнику о. Александру Колесникову (будущему настоятелю Далматовской обители архимандриту Агафону) приезжал за материалом для своей повести «Охонины брови» известный писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852−1912).
Много сделал для спасения самого монастыря и его архива в послереволюционные годы краевед и лексикограф, музеевед, архивовед, археолог, историк, фольклорист, организатор первого в Зауралье сельского музея, а впоследствии — Шадринского научного хранилища Владимир Павлович Бирюков (1888−1971).
Практически спас от полного разрушения монастырский ансамбль в послевоенные годы уроженец Далматово генерал-майор технических войск Дмитрий Андреевич Терюхов (1901−1982).
В Далматовском монастыре после его возрождения принял таинство Св. Крещения Герой России пограничник Сергей Александрович Сущенко (1973−1993).
Конечно, хотелось бы достойно отметить память каждого из вышеперечисленных лиц, в том числе и памятными знаками на территории монастыря. Так, в 2016 г. на здании северных келий появилась бронзовая мемориальная доска в честь архимандрита Антонина (Капустина). В 2017 г. в центре монастыря установлен памятник преподобному Далмату Исетскому работы курганского скульптора Ольги Юрьевны Красношеиной.
В феврале 2024 г. радением братии обители на Привокзальной площади г. Далматово был установлен большой металлический поклонный крест в память служивших в Далматовской Николаевской церкви священномучеников иереев Владимира Сергеева, Александра Сидорова и диакона Василия Ситникова, невинно убиенных красноармейцами рядом с железной дорогой в Далматово и Катайске в 1918 г. Точное место их захоронения в настоящее время утрачено.
Юбилейную дату — 300-летие со дня праведной кончины первого настоятеля Далматовского монастыря мы отмечаем открытием бюста архимандрита Исаака на территории обители. Создание этого памятника стало возможным благодаря помощи многих неравнодушных к истории зауральского края благотворителей. Это также и скромная лепта братии Далматовской обители в дело сохранения исторической памяти нашего Отечества.